О нас |  Раздел дефектологов |  Примерные планы-конспекты по грамоте.

Примерные планы-конспекты по грамоте.

(сентябрь-октябрь)



Тема: Знакомство с устной и письменной речью. С предложением, его запись.

Цель:
Знакомство с устной и письменной речью. С предложением, его запись.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие внимания, памяти и мышления.

Программное содержание:
  1. Установка.

  2. Познакомить детей с материалом, который будем проходить.
    С правилами посадки, поднимание рук.
    С оценками.

  3. Динамическая разминка.

  4. «Ветерок»
    Ветер дует нам в лицо,
    Закачалось деревцо.
    Ветер тише, тише, тише.
    Деревцо все выше, выше!

  5. Знакомство с устной и письменной речью. С предложением, его запись.

  6. -Объяснить , что наша речь бывает устной и письменной
    -Объяснить , что речь состоит из предложений.
    -Графическая запись предложений, обратить внимание на заглавную букву и знак в конце.

  7. Составление предложений по картинке и их графическая запись на доске.


  8. Игра: «назови детенышей»

  9. Теперь постарайся узнать,
    Детенышей как называть.
    Запомни названия эти
    Должны усвоить все дети!
    Посмотри на картинки внимательно,
    Малышей всех найди обязательно.

    У коровы есть славный…..
    Он безрогий и очень смешной
    Встал на ножки он сразу с пеленок
    Сам находит дорогу домой.

    У свиньи пищат……
    Нет щетинки у тех поросят
    Носики у них пятачком.
    Хвостики загнулись крючком.

    У зайчихи множество….
    Все поближе к маме сесть хотят
    Очень уж пугливы эти детки
    А живут они обычно в норке

    Детеныш осла …
    Он любит ослицу–мать
    Крупнее он, чем козленок
    Приятно с ним поиграть

    Появилась кошка на пороге.
    А….все еще в дороге
    На ходу все весело играют,
    Потихоньку маму догоняют

    Родились у собаки….
    Они с мамой живут в конуре.
    Им пока не нужны поводки
    Они время проводят в игре.

    У лисицы- ……в норе,
    Она прячет их глубоко
    Пусть проводит время в игре
    Ведь уходит лиса далеко.

    У медведицы игривый…..
    Стал шалить он чуть ли не с пеленок.
    Мама в речке иногда его купает.
    То нашлепает , то нежно приласкает.

  10. Динамическая разминка «мы устали»


  11. Игра : « 4 лишний»


  12. Игра «Назови предмет»


  13. Письмо элементов


  14. Итог занятия.


Тема: Деление предложения на слова.

Цель:
Дать понятие о слове.
Научить делить предложения на слова.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие памяти ,внимания и мышления.

Программное содержание:

  1. Установка.


  2. Динамическая разминка


  3. Дыхательная гимнастика.


  4. Рассказывание сказки «Репка».

  5. -Запись одного предложения в виде длинной линии.
    - деление предложения на «слова».
    - запись следующего предложения словами.

  6. Динамическая разминка «Буратино»


  7. Буратино подтянулся,
    Раз нагнулся ,
    Два – нагнулся,
    Три – нагнулся.
    Руки в сторону развел,
    Ключик, видно, не нашел.
    Чтобы ключик нам достать,
    Нужно на носочки встать.

  8. Дать понятие о словах – «коротышках» на примере: «Мы пришли в садик.»


  9. Слуховой диктант (у доски)

  10. Дети пришли в рощу.
    Дружок бежит рядом.
    Ребята увидели ежика.
    -А каких еще животных можно встретить в лесу?

  11. Динамическая разминка «дерево»


  12. Игра: Кто лишний?(дикие домашние животные)


  13. Игра : «Какой по счету?»


  14. Упражнение «Летает – не летает»

  15. Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.
    Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

  16. Письмо элементов


  17. Итог занятия.

Тема: Деление слов на слоги. Ударение.

Цель:
Научить детей делить слова на слоги.
Научить ставить правильно ударения.
Развитие внимания памяти и внимания.

Программное содержание:

  1. Установка.


  2. Динамическая разминка. «Заинька»


  3. Раз ,2,3,4,5
    Начал заинька скакать
    Прыгать, заинька горазд,
    Он подпрыгнул 10 раз.

  4. Дыхательная гимнастика.

  5. «Надуваем шарик»

  6. Повторение пройденного.

  7. Вызвать несколько детей к доске и попросить написать схему предложения:
    Я умею читать и писать.
    Мы с мамой читаем сказки.
    Я люблю сказки.

  8. Исценировка сказки «Колобок».

  9. В гости к детям приходят Заяц и Волк.
    - Здравствуйте ребята! Мы пришли к вам из сказки «Колобок». Вы знаете эту сказку?
    Дети вместе с учителем вспоминают эту сказку.

  10. Познакомить детей с делением слов на слоги и нахождение ударного слога в словах: заяц, медведь, волк, лиса, колобок. (У доски)


  11. Игра: 4 лишний


  12. Игра «шагалочка»


  13. Письмо элементов.


  14. Итог.




Тема: Понятие о звуках. Восприятие звуковых сигналов.

Цель:
Дать понятие о звуках.
Развитие фонетико-фонематического слуха
Развитие внимания ,памяти и внимания

Программное содержание:

  1. Установка.


  2. Динамическая разминка.

  3. Фразу говорит учитель, дети воспроизводят звуки.

    На лугу мычит корова (муууу)
    Лает жучка у забора (гав-гав-гав)
    Плавает в пруду гусак
    И кричит он громко так(ГА-га-га)
    Вышли уточки на луг(кря-кря-кря)
    Прилетел усатый жук (жу-жу-жу)
    Зашумел в реке камыш (ш-ш-ш)
    И опять настала тишь(,,,?)
    (стихотворение повторяется, дети движениями изображают животных, насекомых)

  4. Дыхательная гимнастика.


  5. Постановка цели занятия.

  6. Что такое звук?
    Чем мы определяем, различаем, чувствуем звуки?
    Какие бывают звуки? (Звуки бывают разные: гремит гром - страшно, звенит комар – неприятно, идет дождь - успокаивает, нагоняет сон, резкий стук в дверь - пугает, мы вздрагиваем. Значит звуки бывают приятными и не приятными, т.е. музыкальные и не музыкальные и просто шумы.)

  7. Восприятие и воспроизведение звуков.

  8. - Я буду произносить звуки , послушайте. Я сказала, послушайте. Чем вы будите слушать? Мы будем слушать ушами. Природа создала специальный орган для людей, животных и насекомых, что бы они могли различать разные звуки , сигналы.
    Послушаем: а-а-а-а (мама укачивает ребенка-это приятный звук, он протяжный(поющийся)),
    Р-р-р-р (рычит собака)- неприятный , пугающий звук, не поющийся.
    Ш – ш-ш-ш (шипит змея) и т.д.

  9. Динамическая разминка . «Буратино».


  10. Игра: «Звуки»

  11. Дети по очереди воспроизводят звуки: стук, крик, писк, топают , хлопают и т.д., а остальные отгадывают какой это звук, что он обозначает, кем или чем производится.

  12. Игра : «Шагалочка».


  13. Игра : « 4 лишний»


  14. Письмо элементов


  15. Итог



Тема: Понятие о гласных и согласных звуках, их обозначение. Развитие слуха и речи при выделении фонем.

Цель:
Дать понятие о согласных и гласных звуках.
Развитие фонетико-фонематического слуха.
Развитие внимания памяти и мышления.
Работа над слоговой структурой слова.

Программное содержание.

  1. Установка.


  2. Динамическая разминка. «Ветер дует нам в лицо»

  3. Дыхательная гимнастика.
    Постановка цели: Инсценировка.
    Появление кошки и собаки. Появляется кошка , она приветствует детей издавая сигналы: «мяу-мяу-мяу». Она ласкается и мурлычет: МУР-мур-мур. Дети стараются понять звуки- сигналы и перевести их на человеческий язык. Появляется собачка, которая издает резкие, пугающие звуки: гав-гав-гав, ищет кошку и рычит на нее Посмотрите ребята и постарайтесь узнать по этим звукам, что она «говорит»
    Какая собачка? (злая неприветливая.) А кошечка?
    - Животные тоже умеют «говорить», только их речь состоит из определенных сигналов-звуков.
    - Люди тоже разговаривают, издавая ртом разные звуки. Это наша речь. Послушайте я произнесу слово, а вы попробуйте услышать и угадать из каких звуков состоит это слово. А-а-а-р-р-р-б-б-у-у-у-у-з-з-з Назовите эти звуки. А теперь еще раз вместе произнесем это слово и послушаем какие звуки поются (тянутся), а какие нет.
    - У меня на столе лежат фишки синего и красного цветов. Повторяем это слово, и если звук поется , мы положим красную фишку, если нет - то синего.

  4. Динамическая разминка. «На лугу корова м-у-у-у»


  5. Понятие о гласных и согласных.

  6. - Посмотрите ребята на фишки. Посчитайте сколько звуков обозначено красным цветом? Какие это звуки? (они тянутся , поются) такие звуки называют гласными ( голосными).
    - Посчитайте синие фишки. Как произносились эти звуки? Такие звуки, которые не поются и соглашаются на помощь, называются согласными.
    Работа у доски. Дети выкладывают фишками слова: базар, волк, гром, дым, зонт.

  7. Игра : «Шагалочка»


  8. Игра: Исключение лишнего слова

  9. Берутся любые три слова, например «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время, меткие решения.

  10. Письмо элементов.


  11. Итог:

  12. Что такое речь?
    Из чего она состоит?
    Какие бывают звуки?
    Как произносятся гласные и согласные звуки?
    Как мы будем обозначать звуки?


Тема: Понятие о гласных и согласных звуках, их обозначение.

Цель:
Закрепить понятие о гласных и согласных звуках, их обозначение.
Развитие фонетика фонематического слуха.
Развитие внимания памяти и мышления.
Работа над слоговой структурой слова.

Программное содержание.

  1. Установка.


  2. Динамическая разминка: «Дровосек»


  3. Дыхательная гимнастика.


  4. Повторение пройденного.

  5. Что такое речь?
    Из чего она состоит?
    Какие бывают звуки?
    Как произносятся гласные и согласные звуки?
    Как мы обозначаем звуки?

  6. Упражнение в различении гласных и согласных звуков.
    Игра: «Что звучит вокруг нас»

  7. Дети называют слово и слушают , какие звуки произносятся и слышатся в нем, называют их. Устанавливаем , что в этих словах звуки разные, но есть и одинаковые, каждое слово звучит по-разному , по-своему.
    Вывод: Слова состоят из звуков. В нашей речи 31 звук, из них только 10 гласных( учитель пропевает их), остальные согласные их 21. Согласных больше , но без гласных нельзя произнести ни одного слова.

  8. Динамическая разминка.

  9. Поиграем-ка, ребята , мы со звуками сейчас.
    Не жужжу, когда сижу,
    Не жужжу, когда хожу,
    Если в воздухе кружусь,
    Тут уж вдоволь на жужжусь.

    - Какой звук чаще всего вы слышали?

  10. Игра: «Лото» на закрепление звуков.

  11. Опросить всех детей по очереди.
    На доске в ряд выставить несколько картинок с изображением разных предметов. Дети проговаривают слово про себя и определяют на какой звук (гл. или согл.) начинается это слово и ставят впереди фишку соответствующего цвета. Ребенок называет предмет, выделяет первый звук и указывает его вид, показывая выставленную фишку. Остальные дети контролируют правильность ответа.

  12. Игра : «Самый внимательный»

  13. Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по звуку гонга отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди.
    Стоит наградить тех, кто не ошибется. Проигравшие должны спеть им хором песню.

  14. Упражнение «Наблюдательность»

  15. Упражнение на развитие зрительного внимания.
    В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
    Детям предлагается по памяти подробно описать д\с двор, путь из дома в д\с - то, что они видели сотни раз. Дети делают устно, а их друзья дополняют пропущенные детали.

  16. Игра : «Шагалочка»


  17. Письмо элементов


  18. Итог: Сколько звуков в нашей речи?

  19. Назовите количество гласных, и согласных звуков.


Тема: гласные и согласные звуки.

Цель:
Закрепить понятие о гласных и согласных звуках.
Развитие фонетико-фонематического слуха.
Развитие внимания, памяти и мышления.
Работа над слоговой структурой слова.

Программное содержание:

  1. Установка.


  2. Динамическая разминка: «Гласные звуки»


  3. Дыхательная гимнастика.


  4. Повторение пройденного.

  5. Что такое речь?
    Из чего она состоит?
    Какие бывают звуки?
    Как произносятся гласные и согласные звуки?
    Как мы обозначаем звуки?

  6. Игра: «какой звук потерялся?»

  7. На доске картинки с изображением разных предметов (ромашка, ведро и т.д.)
    Учитель показывает картинку с изображением ромашки и говорит:
    - Это – *омашка, - дети должны добавить пропущенный звук.
    Учитель, добиваясь более четкого его произнесения, заставляет детей быть более настойчивыми в своей правоте, задает вопросы такого вида:
    -Разве я сказала не верно? А почему у меня получается не правильно? ( и так со всеми словами).
    - А теперь послушайте стихотворение. Оно должно вам понравится, если вы будите очень внимательно его слушать.

    Наша Таня *омко п*ачет
    *ронила в *ечку *ячик.
    Тише , *анечка не п*ачь
    Не утонет в *ечке *яч!

    (Учитель читает повторно, а дети добавляют пропущенные звуки)

  8. Знакомство с артикуляцией гласных звуков и изображением их формой.

  9. Учитель произносит гласный звук, дети повторяют его, смотря друг на друга, правильно артикулируя звук, смотрят на форму рта, а учитель рисует на доске

    А ОУИЫ


    Затем учитель без голоса , только движением губ, изображает гласные звуки, а дети угадывают его и произносят.

  10. Разведчик

  11. Выбирают одного из участников — «разведчика». Ведущий произносит: «Замерли!» — и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза (или выходит из комнаты).
    В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-то другом. После того как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза (или возвращается). Его задача определить , что изменилось.

  12. Игра «Шагалочка»


  13. Упражнение «Съедобное – несъедобное»

  14. Упражнение на развитие переключения внимания. Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.

  15. Закрепление.

  16. Учитель указкой вразброс показывает по схеме , нарисованной на доске, гласные , а детми их пропевают. А-У, И-О, У-Ы, Ы-И

  17. Письмо элементов.


  18. Итог